«Хикару и Го» (яп. ヒカルの碁) — манга и аниме-сериал в жанре «спокон».
Сюжет
Обычный японский школьник Синдо Хикару, забравшись однажды со своей подружкой Акари на чердак дедушкиного дома в надежде найти что-нибудь полезное, находит старый гобан (доску для игры в го). После этой находки ему является дух человека по имени Фудзивара Сай — величайшего мастера игры го эпохи Хэйан. Возродившийся дух Сая поселяется в сознании мальчика, в результате Хикару обзаводится постоянным спутником и собеседником, которого никто, кроме самого Хикару, не видит и не слышит. Сай, как и при жизни, больше всего любит и желает играть в го, но сам, естественно, не может этого делать. Поддавшись на его уговоры, Хикару, никогда раньше не игравший в го, начинает играть (играет, естественно, Сай, а Хикару только ставит камни на доску) и, неожиданно для себя, сам увлекается игрой.
Собственно, всё содержание сериала — последовательное описание процесса творческого роста Хикару и сопутствующих ему событий. Широко показан мир японского го, с его официальными учреждениями, любительскими клубами, любителями, профессионалами, турнирами, титулами и средствами массовой информации.
Главные герои
Синдо Хикару
Сэйю: Томоко Каваками
В начале сериала — ученик 6-го класса обычной японской школы, не слишком успевающий, больше всего любящий уроки физкультуры и находящийся явно не в ладах с историей. Он никогда раньше не играл в го и не интересовался этой игрой, так что соглашается играть для Сая лишь потому, что тот, лично знакомый с прошлыми временами, помогает ему делать задания и писать тесты по истории. Но начав играть и встретившись с миром го, с игроками, проникнувшись духом игры, Хикару увлекается. Кроме того, в нём неожиданно обнаруживаются способности и страсть к игре. Чем дальше, тем больше ему хочется играть и побеждать самостоятельно.
Начав играть под диктовку Сая, Хикару за два с половиной года проходит путь от абсолютного неумёхи, через новичка, игрока школьного клуба, инсэя (ученика японской Академии го) до профессионального игрока в го, и не собирается останавливаться на достигнутом. Его подгоняет пример Тоя Акиры — ровесника, уже достигшего высочайшего уровня в го и волей случая однажды выбравшего Хикару своим главными соперником.
Фудзивара Сай
Сэйю: Сусуму Тиба
Во времена феодальной Японии Фудзивара Сай был величайшим мастером игры го, одним из двух личных учителей императора. Но второй учитель заявил императору, что одного наставника будет достаточно, и предложил выбрать достойнейшего — того, кто выиграет партию в го. Во время матча соперник Сая сжульничал и выиграл, Сай был изгнан из дворца и от огорчения покончил с собой. Однако его дух, жаждущий играть в го, не успокоился, а вселился в гобан.
В XIX веке Сай пробудился, встретившись с юным Кувахара Торадзиро, и помог тому стать одним из лучших игроков в го; став мастером в 20 лет, Торадзиро стал 14-м Хонъимбо — Хонъимбо Сюсаку. Когда Сюсаку умер от болезни, дух Сая снова оказался в гобане.
Встретившись с Хикару, Сай сначала просто уговаривает его дать возможность поиграть в го, используя мальчика в качестве своеобразного манипулятора. Но очень скоро Сай замечает в Хикару способности и становится его наставником, с удовольствием передавая талантливому ученику свои знания и опыт. К сожалению, в результате этого у Сая оказывается всё меньше и меньше возможностей играть — Хикару уже не привлекает игра под диктовку учителя, он стремится играть сам.
Тоя Акира
Сэйю: Санаэ Кобаяси
Сын Тои Мэйдзина, в начале сериала, как и Хикару, ученик 6-го класса. С двух лет занимается го, имеет твёрдое намерение стать профессиональным игроком, очень способный и упорный. Уровень игры уже в начале сериала очень высок, играет со своим отцом, обладателем четырёх высших титулов го, на трёх камнях форы, а в клубе го даёт обучающие партии взрослым любителям. Среди сверстников у него нет достойных соперников. К концу сериала Акира — профессионал 3-го дана.
По стечению обстоятельств Акира оказался первым, с кем Сай, с помощью Хикару, сыграл в го после своего пробуждения. Акира был до глубины души потрясён тем, что его обыграл ровесник, по собственным словам, никогда ни с кем не игравший, не умеющий даже правильно держать камни и класть их на гобан. После этого случая Акира решил для себя, что Хикару — главное препятствие на его пути к высшему мастерству, и более всего стремился снова встретиться с ним и победить.
Урок в конце эпизода
В конце каждого эпизода, после завершающей песни, показывается короткий минутный урок, в котором обсуждается какая-либо позиция и возможные варианты хода. Урок ведёт девушка Umezawa Yukari, на то время — 3-й про дан. Свой урок она показывает перед девочкой Mai и мальчиком Yuki (который от серии к серии всё полнеет).